м'ятний чмих

дієслова та інші слова

Джанни Родари “Грамматика фантазии”, часть 1 March 7, 2015

Джанни Родари “Грамматика фантазии”

Даже не ожидала, что в книжке будет столько простых, практичных и, что называется, inspiring советов. Местами, конечно, старого коммуниста заносит, выносит и все такое, но эти места можно со спокойной совестью пролистывать, они в основном не по теме.
Книга о детском воображении, играх, построенных на выдумывании и обыгрывании сказок, играх как отражении работы воображения, развитии творческого мышления.

Джанни Рожари "Грамматика фантазии"

Джанни Родари “Грамматика фантазии”

Основное понятие – “бином фантазии“. Это два слова, на которых строится игра. Могут подбираться как угодно – случайно, ассоциативно, через рифмы и созвучия и т. д. Это могут быть два существительных (пример: кирпич и песня – сказка о городе-оркестре и домах – музыкальных инструментах), существительное и глагол (что было бы если…). Основой для игры может послужить выдуманное слово (архипес, непушка, тринокль), ошибка, допущенная ребенком в речи или на письме.
В “биноме” происходит “систематическое смещение” (М. Эрнст), “остраннение” (В. Шкловский) предмета, когда он помещается в несвойственную среду, сочетается с непривычными предметами, описывается не теми, что обычно, словами.
Анализ сказок, которые выдумывают дети, в том числе и с позиций психоанализа, может помочь глубже понять, что их беспокоит.
Игры:

  • составление рассказа из случайно подобранных слов и фраз
  • игроки пишут ответы на вопросы, из которых строится повествование, не зная, что написал предыдущий игрок
  • рисунок в несколько рук: первый игрок начинает рисовать что-то, следующий дорисовывает, не зная, что имел в виду первый, и т.д.
  • придумывание звуковых пародий на известные детям стихотворения (Напр. “Семь пар ботинок износил я” -> “Семь швабр один я не осилю”)
  • создание лимериков (рифма ААББА, последнее слово первой и последней строк совпадают; 1 строка – герой, 2 – сказуемое, 3 и 4 – реакция присутствующих, 5 – конечный эпитет)
  • конструирование загадок. Шаги: остраннение, ассоциация и сравнение, завершающая метафора.
  • создание лжезагадок – загадок, содержащих в себе ответ (А и Б сидели на трубе…)
  • Хорошей основой для игр могут послужить народные сказки.

  • “перевирание” сказки – рассказчик перевирает детали, ребенок исправляет (“Жила-была Желтая Шапочка”)
  • добавление в сказку чуждого предмета, персонажа (“Красная Шапочка на вертолете”)
  • сказки “наизнанку” (Красная Шапочка злая, а Волк добрый)
  • выдумывание продолжения известным сказкам
  • салат из сказок (Красная Шапочка повстречала в лесу Малчика-С-Пальчик)
  • сказка-калька: сведение известного сюжета к формальной схеме, использование этой схемы для игры
  • Карты Проппа: Для игры используются карточки с частью функций по Проппу, проилюстрированных для наглядности. Карточки постепенно выкладываются, дети выдумывают сказку.
  • В. Пропп выделил ограниченное число функций (31), выполняемых действующими лицами сказки, последовательность функций всегда одинакова.
    1. отлучка кого-либо из членов семьи
    2. запрет, обращение к герою
    3. нарушение запрета
    4. выведывание
    5. выдача
    6. пдвох
    7. невольное пособничество
    8. вредительство (или недостача)
    9. посредничество
    10. начинающееся противодействие
    11. герой покидает дом
    12. даритель испытывает героя
    13. герой реагирует на действия будущего дарителя
    14. получение волшебного средства
    15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
    16. герой и антагонист вступают в борьбу
    17. героя метят
    18. антагонист побежден
    19. беда или недостача ликвидируется
    20. возвращение героя
    21. герой подвергается преследованиям
    22. герой спасается от преследования
    23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
    24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания
    25. герою предлагается трудная задача
    26. задача решается
    27. героя узнают
    28. ложный герой или антагонист изобличается
    29. герою дается новый облик
    30. враг наказывается
    31. герой вступает в брак.

  • Театр-Игра-Жизнь – бином составляется из карт с изображенными предметами, история “играется” участниками, а не просто рассказывается. Карточки могут быть также заменены реальными предметами.
  • Сказки в заданном ключе (“Золушка” в космическом ключе, “Гензель и Гретель” переносятся в Милан 1976 года…)
  • Анализ образа: выделение характерных признаков персонажа и их обыгрываие (у Деда Мороза порвался мешок…)
  • Выдумывание комиксов: основой сюжета становится одна характерная черта или атрибут персонажа
  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

    Advertisements
     

    Leave a Reply

    Fill in your details below or click an icon to log in:

    WordPress.com Logo

    You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

    Twitter picture

    You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

    Facebook photo

    You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

    Google+ photo

    You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

    Connecting to %s